Ханты – принадлежат к угорской ветви финно-угорской семьи языков. Этнографы считают, что на территорию Нижнего Приобья ханты пришли из южных районов Сибири примерно в XIV – XV веках.
По всей вероятности в генезисе ханты (и шире — обских угров) доминировали два компонента: южные, собственно, угорские группы и северное таёжное население. Южные группы происходили из южнотаёжных, лесных и лесостепных зон Западной Сибири, они принесли на Север некоторые материальные и духовные элементы коневодческой культуры. Для северного таёжного населения был характерен архаичный охотничье-рыболовный уклад и сопутствующие ему черты духовной культуры. Вероятно, двухкомпонентный генезис обских угров отразился в названиях фратрий северных ханты — Пор и Мось. Примерно к XVI в. уже выделились 3 большие этнографические группы: северная, южная и восточная. Внутри групп различаются наречия и говоры, в частности, в северной — обдорские и приобские. Ареал расселения — бассейн Нижней Оби с притоками Казым, Куноват, Питляр, Собтыеган, Полуй и южное побережье Обской губы. Основу традиционного комплексного хозяйства составляло рыболовство, летом значительное место занимала охота на птицу, зимой — на крупных копытных. Оленеводство носило подсобный характер.
Ко времени присоединения сибирских территорий к Российскому государству ханты вели полукочевой образ жизни. Жили в постоянных зимних поселениях в землянках и полуземлянках, которые постепенно вытеснялись бревенчатыми избами без фундамента, с плоской крышей. Летом жили в шалашах, крытых берестой, корой или шкурами. Одежду шили из меха. Хантыйская одежда была в основном распашная, у ненцев они заимствовали покрой одежды и обуви из оленьих шкур. Весной и осенью носили суконные малицы, покрой которых заимствован у коми-зырян; суконные халаты, украшенные узорами из цветного сукна. В конце XIX-начале XX вв. распространилась покупная одежда. Основу пищевого рациона составляют рыба, мясо, у оленеводов — оленина.
Для религиозных воззрений характерны анимистические, в том числе поклонение фратриальным и семейным духам-покровителям, и тотемистические представления, промысло¬вый культ, шаманизм. У ханты развито почитание предков фратрий и генеалогических групп, особенно медведя — предка фратрии Пор. На традиционной религиозной системе отразилось влияние христианства, Элементы образа св. Ни¬колая были перенесены на образ Мир сусне хума, младшего сына главного божества Торума, последний, в свою очередь, приобрёл некоторые черты всеобщности. В целом культурно-бытовой уклад нижнеобского хантыйского населения характеризуется сохранением национальных особенностей.
Статистические данные по Всероссийской переписи по народу ханты на 2002 год по ЯНАО составили 8760 чел. Перепись населения 2010 года показала численность населения народа 9489 чел